Петербург Достоевского.

 



Тема Петербурга возникала в творчестве многих писателей: Пушкина, Гоголя, Некрасова, Достоевского. Каждый из них видел этот город по-своему.
Петербург Достоевского- город униженных и оскорблённых, город нищеты, горя и страданий, город в котором совершаются преступления, и, который толкает людей на сделки со своей совестью, на подлость и обман. Он не только фон, но и действующее лицо романов Достоевского. Этот город, как человек, просыпается, хмурится, сердится, капризничает. Это город- подстрекатель, он играет судьбами людей, каким-то необъяснимым образом влияет на их психологическое состояние, на их мысли и поступки. Но в то же время он равнодушен к ним. Он полон противоречий.
Но всё же Достоевский не мог жить вне Петербурга, он дышал этим городом. Петербург был для писателя неиссякающим источником вдохновения. Из тридцати романов, повестей и рассказов около двадцати связаны с Петербургом.
Двадцать девять лет прожил Достоевский в этом городе, сменив за это время более двадцати пяти квартир. Он жил на Владимирском и Вознесенском проспектах, на Караванной переулке, где сейчас находится музей Достоевского. Интересно, что он часто селился против церкви и непременно в угловом доме. Что это? Простая случайность, прихоть писателя или факт, подтверждающий его искреннюю любовь к Богу? Нельзя однозначно дать ответ на этот вопрос. Вообще, свой Петербург Достоевский окутал тайной, манящий и отталкивающей, которую, по-видимому, нам не суждено разгадать.
Когда поднимается по лестнице в квартиру Достоевского, ожидаешь увидеть что-то необычное и невероятно интересное. Вот звонок такой же, как и во времена Достоевского, - ниточка, связывающая нас с великим писателем. Вот прихожая, опять же в форме угла, кладовая, где Достоевский хранил свои произведения, шляпа, которую он когда- то носил, даже обои на стенах - всё напоминает нам о нём. Представляешь, как этот гений русской литературы жил здесь с женой и детьми, радовался и огорчался, работал, как будто и нет этих ста лет, отделяющих нашу эпоху от его.
Своих героев Достоевский так же селит в угловых домах. Как жутко становится, когда входишь во дворы домов старухи- процентщицы, Сонечки Мармеладовой, попадаешь в это ломаное пространство с этими безобразными острыми углами. Как можно здесь жить?! Эта атмосфера безжалостно давит на человека, жизнь заводит его в тупик, и некуда деваться, "некуда больше идти". Как это страшно!
Во время действия романа "Преступления и наказание" в Петербурге жара, духота, толкотня и пыль, но мне легче представить мертвенный, холодный город в сырую, дождливую и снежную погоду, представить мрачные, тёмные, грязные улицы, переулки, площади, по которым бродил, раздумывал, Родион Раскольников.
Что сказать о цвете? Достоевский в своём романе часто упоминает жёлтый цвет: жёлтые стены, обои, мебель, жёлтые дома. Но я не могу представить себе Петербург жёлтым. Он мне видится каким-то серым, безликим или даже чёрным, страшным и пугающим. Потому что для меня жёлтый цвет солнца, радости, надежды, а не безысходности, страдания и душевного одиночества.
Так все-таки, какой же он, этот туманный, мистический город-призрак, что таит он в себе? Что так безудержно влечёт к нему?

 

Используются технологии uCoz